«Look»/= «Hubble»= Hypotheses esoteric «discussion, opinion, comments»
Сайт

Просмотр сообщения

← перейти к гостевой книге
lir   8 декабря 2020, 21:49  ::
«Лозунг науки »
«Лозунг науки »
«Лозунг науки »

Социум - общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность.

Отношение социума и личности - не простое. С одной стороны, не будь социума, не было бы и личности. Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры. Однако социум имеет свои законы и не всегда ориентирован на интересы конкретного человека. вследствие чего между социумом и личностью могут быть конфликты.

История социальной психологии как наукизначительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь отфилософии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем(1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:

1.I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
2.II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
3.III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.

ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛИТЫ И МАССЫ

Термин «элита» имеет латинские корни, eligere означает выбирать. С французского языка elite переводится как лучший, отборный, избранный. В XVIII в. термин «элита» стали использовать для обозначения знати и отборных, «элитных» воинских частей. Только в конце XIX в. понятие элиты становится научным.
Одновременно с понятием элиты появилось и понятие «масса». Древний философ Иосиф Флавий множество людей называл «пле- тос». В Древнем Риме термин «плебс» обозначал множество, массу свободных людей, не пользовавшихся политическими правами. Содержание понятия «масса» крайне неопределенно из-за огромного количества синонимов, таких как народ («демос»), толпа («ох- лос»), публика, население страны. В различных трактовках социологов масса понимается как гомогенное множество, противостоящее классу и относительно гетерогенным социальным образованиям (Р. Милз, Д. Рисмен, Э. Шилз); как проявление уровня некомпетентности, снижение цивилизации (X. Ортега-и-Гассет); как результат «массофикации» производства (О.Тоффлер); как сверхорганизованное бюрократизированное общество (К. Маннгейм); как общество, характеризующееся тенденцией к устранению социальных различий (Э. Ледерер).

По мнению Б. А. Грушина, масса —это особого типа социальная общность. Ее специфика состоит в том, что входящие в нее индивиды демонстрируют общие стереотипы поведения. Феномен массы не возникает, если общее поведение отсутствует (Грушин, 1987). Специфическими признаками массы являются ее аморфность, размытость, открытость границ, анонимность членства, наличие противоположного по смыслу объединения — элиты.
Понятие «масса» используется прежде всего как социально-психологический термин, характеризующий возникновение некой общности, заставляющей людей вести себя иначе, чем если бы они действовали изолированно. Возникла доктрина массового общества, под которым понимаются массовое стандартизированное производство, массовая политика, принимающая во внимание реакцию масс, массовая культура. Элитарному обществу средневековья, в котором удовлетворялись исключительно интересы правящих классов, пришел конец. Однако настоящее время характеризуется не безраздельным господством интересов масс. Напротив, специфика настоящего момента состоит во взаимодействии массы и элиты.




«Лозунг науки »
«Лозунг науки »
«Лозунг науки »
« предыдущее . следующее »